Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт управления образованием Российской академии образования» (ФГБНУ «ИУО РАО») изучил обращения граждан, поступившие в Министерство просвещения Российской Федерации в 2019 году. Выводы и предложения экспертов ФГБНУ «ИУО РАО» помогут более оперативно рассматривать обращения и выявлять острые вопросы и определять проблемные территории. Для некоторых проблем уже есть готовые решения.
В 2019 году в Департамент государственной политики в сфере общего образования Министерства просвещения Российской Федерации поступило около 5000 обращений граждан, большая часть которых из Москвы, Московской области, Татарстана, Санкт-Петербурга, Краснодарского и Ставропольского краев.
Чаще всего граждан волнуют инфраструктурные условия организации образовательного процесса (31%): материально-техническое оснащение и информационное обеспечение.
На втором месте — здоровье детей. К этой теме относятся вопросы, касающиеся выполнения требований СаНПиН, в том числе в части организации и качества горячего питания в детских садах и школах (29%). Эта проблема, по словам директора ФГБНУ «ИУО РАО» Сергея Неустроева, уже решается: разрабатывается «Концепция организации питания в образовательных организациях Российской Федерации».
14% граждан волнуют вопросы, связанные с качеством образовательного процесса: родителей не устраивает то, как оценивают достижения детей, не всем понятны способы и критерии оценки. Кроме того, недовольство вызывают объемы домашнего задания.
13% обращений связано с поступлением в образовательные учреждения, в частности, с очередями. «Решение может находиться в самом регионе, — считает Сергей Неустроев. — Такая практика уже существует, например, в Белгородской области и ХМАО, в которых частное образование субсидируется из регионального бюджета».
Эксперты ФГБНУ «ИУО РАО» предлагают создать рабочую группу на региональном уровне с привлечением некоммерческих организаций, а также отдельных государственных служащих, ответственных за взаимодействие с ними. Цель такой рабочей группы будет состоять не только в повышении эффективности сотрудничества с частными образовательными организациями, что позволит предоставить образовательные услуги всем нуждающимся, но и в обеспечении контроля за расходованием бюджетных средств (например, отслеживать несвоевременное перечисление денежных средств).
К тематике качества образовательного процесса также относятся кадровые вопросы, которые, исходя из обращений граждан, ФГБНУ «ИУО РАО» отмечаются как актуальные, а именно – заработная плата и аттестация педагогов.
В ноябре 2019 года состоялся Всероссийский форум по вопросам внедрения модели аттестации педагогических работников с использованием единых федеральных оценочных материалов по четырем компетенциям, организатором которого по поручению Минпросвещения РФ выступило ФГБНУ «ИУО РАО». Такое экспертное обсуждение является существенным шагом в формировании единого подхода и регламентирования процедуры проведения аттестации педработников: учитывается опыт регионов, профессиональные стандарты и контекст динамичной социально-образовательной ситуации.
Помимо вопросов аттестации педагогических работников, ФГБНУ «ИУО РАО» детально прорабатывает вопросы аттестации управленческих кадров системы общего и дошкольного образования, которые приобретают особую значимость в связи с введением до 1 июня 2020 года во всех субъектах Российской Федерации системы аттестации руководителей общеобразовательных организаций, как одной из важных задач федерального проекта «Учитель будущего».