28.07.2016 00:47
Новости.
Просмотров всего: 5266; сегодня: 3.

Психологи КФУ рассказали, куда заводит "охота" за покемонами

C недавнего времени всю страну, да и мир в целом, захлестнула волна интереса к интерактивной игре «Pokemon Go». На фоне ее гиперпопулярности все больше людей задаются вопросом, насколько опасно погружение в «дополненную» покемонами реальность?

Прежде чем пытаться ответить на этот вопрос, важно понять, что делает «Pokemon Go» таким успешным проектом, не оставляющим равнодушными игроков во всем мире. Всё дело в том, что игровой процесс в этом приложении напрямую связан с окружающей игрока действительностью. Ему приходится перемещаться по настоящим улицам настоящих городов в реальном времени и взаимодействовать с реальными объектами. Виртуальная картинка, по задумке разработчиков, накладывается на реальный ландшафт: «дополненное» изображение пространства передаётся через спутник на мобильное устройство игрока.

Все вместе это создает ситуацию, когда, при определенной степени допущения, в восприятии пользователя «стираются» границы между реальным и виртуальным, а происходящее на экране смартфона полностью захватывает внимание игрока. Нередко это приводит к курьезным, а то и опасным ситуациям: заигравшиеся в «Pokemon Go» то случайно переходят государственные границы, а то и становятся жертвами насильников и грабителей. Как следствие, за «бумом» популярности последовал вал критики к игре – уже в нескольких странах мира появились громкие петиции с жалобами и требованиями немедленно ее запретить.

Но насколько большую угрозу действительно несет в себе погружение в мир «карманных монстров»?

Психологи Института психологии и образования КФУ объясняют, что однозначно клеймить это явление «плохим» или «хорошим» невозможно. При оценке необходимо учитывать и рассматривать множество различных факторов как социального, так и психологического характера.

Во-первых, стоит рассматривать «Pokemon Go» в рамках целого феномена виртуальных – условно, с учетом многообразия существующих сегодня гаджетов, назовем их компьютерными – игр, среди которых зачастую попадаются гораздо более «рисковые». Например, «шутеры» и «файтинги» - то есть виртуальные «стрелялки» и схватки «врукопашную» - гораздо сильнее повышают уровень агрессии. Игровая структура почти всегда содержит элемент азарта, но лидерами по этому риск-фактору по-прежнему остаются традиционные азартные игры – точнее, их цифровые симуляторы. Однако в том, что касается феномена так называемой «игромании 21 века», официально признанной болезнью в нескольких странах мира, – то есть критической вовлеченности в игру и виртуальные миры вообще – то наиболее «располагающими» к этому, действительно, по статистике являются игры с интерактивными элементами, например, онлайн-игры.

Во-вторых, множество самых, что ни на есть, реальных игр имеют активный сценарий (битвы, «захват заложников», «заброшенные города», квесты в экстремальных условиях и т.д.), и, если рассматривать их с точки зрения риска для жизни, достаточно небезопасны. Тот же конструктор «Lego» в неумелых руках может привести к очень плачевным результатам – крайности существуют в любом виде деятельности. Даже самые безобидные и гуманные идеи при некоторых условиях могут трансформироваться в нечто страшное и противоестественное. Но это не говорит о том, что каждое такое явление необходимо сразу же запрещать без выявления степеней опасности и факторов, способных вызывать эту опасность – иначе пришлось бы запретить все.

Таким образом, и об опасениях относительно ухода от реальности в воображаемый мир выдуманных персонажей с полным погружением и опасностью «невозвращения» нужно говорить с учетом проявления «крайностей» в поведении человека. Большая часть людей так называемых геймеров в действительности социально адаптированы и в полной мере осознают свои социальные права и обязанности.

Уход от реальности в каждом отдельном случае будет зависеть от многих факторов - от состава семьи, уровня интеллектуального развития, социального окружения, внутренней или внешней мотивации, до уровня развития волевой сферы, активной или пассивной жизненной позиции, состояния самооценки и самоотношения, интроверсии или же экстраверсии, и многих других психологических и социальных параметров функционирования личности. Однако, даже располагая всеми этими данными, нельзя наверняка предсказать, повлияет ли игра на данного пользователя. Точно также, скорее всего, не определить и чёткие критерии, по которым можно будет с уверенностью сказать, что та или иная игра однозначно опасна для всех или хотя бы многих, и дать рекомендации к ее немедленному запрету.

Чтобы изучить феномен «Pokemon Go» с разных сторон, мы обратились также к активным пользователям этого приложения с теми же вопросами – насколько, по их мнению, опасна игра и чем она, тем не менее, привлекает столько людей по всему миру?

Переводчица, путешественница и активный геймер Маргарита Делёва считает, что главные плюсы «Pokemon Go» заключаются в интерактивности, возможности действовать в реальных условиях, общаться с другими игроками и заводить новых друзей по интересам. При этом она согласна с мнением психологов: однозначно судить о полезности или опасности игры нельзя.

«Безусловно, дорабатывать игру ещё надо – основные недочёты выясняются только в процессе игры. Возможно, поэтому критические замечания игроков так важны для самих разработчиков приложения. О безопасности игры сказать могу следующее – поскольку, разработка игры предполагает её предварительное тестирование на экспериментальной группе, то опасные моменты обычно «ловятся» в самом начале и устраняются при доработке. Есть ещё пара-тройка игр подобного типа – с той же активностью в реальных пространствах, и я не слышала, чтобы по их поводу были какие-то негативные отзывы вплоть до требований запрета игры. К тому же, в начале каждой игры выводится предупреждение о том, чтобы игрок был осторожен и помнил о том, что необходимо контролировать происходящее в реальности. И если у человека всё-таки работает инстинкт самосохранения, он будет следовать этим рекомендациям», - говорит она.

Резюмируя мнения экспертов и непосредственных пользователей, можно с уверенностью утверждать одно: сама по себе «охота» за покемонами, как и любая другая игра, не несет в себе угрозы. Однако важно, чтобы игра оставалась только игрой, чтобы виртуальные увлечения не вылились в реальные проблемы.


Ньюсмейкер: Казанский федеральный университет — 854 публикации
Поделиться:

Интересно:

24 ноября в России пройдут молебны и панихиды в память А. В. Суворова
23.11.2024 02:30 Новости
24 ноября в России пройдут молебны и панихиды в память А. В. Суворова
      С просьбой рассмотреть возможность проведения молебнов и панихид в память по А. В. Суворову в преддверии празднования его дня рождения 24 ноября к главам епархий страны обратился заместитель главы Всемирного Русского Народного Собора С. Ю. Рудов. Синод Русской Православной...
Впервые государственное звание «Мать-героиня» получили мамы-москвички
22.11.2024 16:39 Новости
Впервые государственное звание «Мать-героиня» получили мамы-москвички
В преддверии Дня матери в Москве состоялось вручение государственных наград Российской Федерации столичным многодетным семьям. На торжественной церемонии лауреатов отметила Анастасия Ракова, заместитель Мэра Москвы по вопросам социального развития. «Москва — это тот город...
История ювелирного дела в России
21.11.2024 17:36 Аналитика
История ювелирного дела в России
С древних времен людей привлекают изделия из драгоценных металлов. Современные ювелиры в основном специализируются на изготовлении украшений, но исторически эти мастера также производили столовое серебро, декоративную и полезную утварь, а также церемониальные и религиозные предметы...
Аэронавты, совершившие первый в истории полет на воздушном шаре
21.11.2024 09:04 Новости
Аэронавты, совершившие первый в истории полет на воздушном шаре
241 год назад состоялся первый в истории полет человека на воздушном шаре, который изобрели братья Монгольфье. 21 ноября 1783 года из замка в окрестностях Парижа в полет на чудо-аппарате диаметром 15,5 метра и высотой 24 метра, отправились французы - физик Жан-Франсуа Пилатр де Розье и маркиз...
В РФ более 6,7 млн женщин ведут деятельность как ИП или самозанятая
20.11.2024 13:56 Аналитика
В РФ более 6,7 млн женщин ведут деятельность как ИП или самозанятая
В России осуществляют деятельность 4,22 млн индивидуальных предпринимателей, из которых 1,75 млн – женщины. Доля женского предпринимательства среди ИП последние годы относительно стабильна и составляет 41,5%, говорится в исследовании Корпорации МСП, приуроченном ко дню женского...