Ректор КФУ Ильшат Гафуров обсудил в Москве будущее медицинского образования России с деканом факультета фундаментальной медицины Московского государственного университета Всеволодом Ткачуком.
Встреча ученых прошла в рамках визита делегации Татарстана во главе с Рустамом Миннихановым в Московский государственный университет. В целом медфак МГУ оставил у татарстанцев неизгладимое впечатление: здесь действительно царит и правит всем большая наука, ученые не стоят на месте, постоянно ищут новое и двигаются к поставленной цели. А она у нас, по большому счету, одна ‑ вернуть российской медицинской школе мировую пальму первенства в части качества подготовки профессиональных кадров и, как следствие, качества медицинских услуг.
Для справки.
История обособленных медицинских университетов началась в 1930-е годы. Тогда правительство Советского Союза приняло решение вывести из больших, классических университетов профильные составляющие ‑ химиков, физиков и медиков. По представлению советских реформаторов, такое разделение должно было быстро восполнить потребность отраслей в большом количестве специалистов. О качестве обучения речь не шла, прежде требовалось ликвидировать гигантский дефицит кадров. Со временем система, ориентированная на количество, начала давать сбои. И вот спустя почти век все возвращается на круги своя. Первыми были Московский и Санкт-Петербургский университеты, следом за ними и Казанский федеральный университет вернул медицинское направление.
Логика проста: объединение под одной крышей многих направлений ‑ от физики до филологии ‑ позволяет создать уникальный продукт, услугу и, как результат, повысить качество отечественного медицинского обеспечения. Именно об этом говорили на встрече ученые Москвы и Казани.
Ректор КФУ Ильшат Гафуров: «Я помню одну из встреч с ректором МГУ. Когда его спросили, в чем ваша главная заслуга за время работы ректором, он ответил: «Возвращение в лоно классического университета медицинского образования». Эта фраза дает представление о степени важности медицины для развития современного общества. Надо отметить, что многие системы подготовки медицинских работников, которые сейчас кажутся нам привычными, отрабатывали именно в МГУ.
Декан факультета фундаментальной медицины МГУ Всеволод Ткачук: «Медицинская наука в России слабая. Она во многом слаба от того, что врачи не могли получать фундаментальное образование по физике, химии. Не было умения работать в лаборатории, и «гену» этого умения тоже неоткуда было взяться. На западе все по-другому. Скажем, в США на каждого человека выделяется 9000$ субсидий, из них только 3000$ идет непосредственно на само здравоохранение, остальное – на научные исследования. В 1992 году мы возродили медицинский факультет, и позднее признали, что в эти годы реальный вклад в медицинскую науку сделал математик Садовничий, вернув медицинский факультет».
Медфак МГУ может похвастаться двумя специальностями – «лечебное дело» и «фармация». КФУ предлагает абитуриентам сразу шесть медицинских направлений, а если брать смежные ‑ инженерные, физические и гуманитарные, ‑ то количество доступных направлений возрастает в разы.
Так в чем же именно состоит уникальность МГУ, и что столичным ученым может противопоставить Казань? Ответ на этот вопрос удалось получить у директора Института фундаментальной медицины и биологии (ИФМиБ) КФУ Андрея Киясова: «Возрождать медицинское образование нужно было в старых классических университетах, там, где есть традиции, и МГУ в этом смысле был первопроходцем. У нас же совершенно другой опыт, другая модель. За нашим мудреным названием «Институт фундаментальной медицины и биологии» стоит то, что мы создали биомедицину. То есть у нас биология и медицина идут тесно вместе, и в этом состоит наше преимущество. К слову, москвичи это тоже понимают. У нас одни цели, направления исследований, единые лаборатории. Скажу больше, наши биологи нацелены на работу в области охраны здоровья и медицины».