На Арзамасском приборостроительном заводе начаты работы по восстановлению производства изделия «Объединенный разъем коммуникаций» для самолетов серии «Ту». Именно с этого устройства в конце 60-х годов началась «авиационная биография» предприятия.
В январе этого года в рамках реализации программы по модернизации самолетов стратегического назначения между ПАО «Туполев» (г. Казань) и АО «Арзамасский приборостроительный завод имени П.И. Пландина» подписано совместное решение по ремонту старых ОРК-9АУ, который включает замену резиновых технических изделий и дефектных деталей.
Первая партия приборов для ремонта уже получена. В работу включились специалисты нескольких подразделений завода: конструкторское сопровождение осуществляют инженеры-конструкторы отдела гл. конструктора по спецпродукции Наталья Антонова и Александр Жулин, технологическое – инженеры-технологи Юлия Калатур службы гл. технолога и Ирина Артемьева (цех №42), сборку выполняют слесари-сборщики цеха №42 Евгений Лапин и Александр Ларионов. Восстановили по сохранившимся чертежам стенды для испытаний этих устройств и произвели на них первые проверки.
– В цехе №42 проверили работоспособность поступивших четырех изделий ОРК-9АУ, провели их дефектацию и составили дефектную ведомость, – рассказывает инженер-конструктор Наталья Антонова. – От ПАО «Туполев» получен ориентировочный график ремонта и поставок заказчику готовых изделий. В отремонтированных ОРК-9АУ будет заменена практически вся «начинка», останутся только корпусные детали.
Когда-то изделие ОРК-9АУ изготавливалось в механосборочном цехе №48, выпуск был прекращен в 1993 году. Более 20 лет АПЗ лишь выполнял заявки ремонтных организаций на отдельные поставки комплектующих и запасных деталей. За эти годы завод, как и другие предприятия, участвующие в сборке этих изделий, лишился части оснастки и оборудования. Теперь для выполнения госзаказа необходимо восстанавливать производство.
В настоящее время на поставку комплектующих достигнута договоренность с ОАО «НПП «Респиратор» (г.Орехово-Зуево), где изготавливается ОРК другой модификации. Заводским специалистам потребуется провести доработку поступающих комплектующих и адаптировать их под ОРК-9АУ.
Татьяна Ряплова.
На снимке: инженер-конструктор КБ-5 АО «АПЗ» Александр Жулин с ОРК.
Фото Елены Галкиной.
Справка:
Объединенный разъем коммуникаций (ОРК) – устройство для одновременного автоматического разъединения всех коммуникаций при катапультировании летчика, идущих от него и катапультного кресла к борту самолета: шлангов кислородного оборудования, противоперегрузочного костюма, линии вентиляции и жгута электрорадиопроводки. При катапультировании разъем одновременно включает в работу аварийный парашютный кислородный прибор.
Одна из модификаций ОРК – ОРК-9АУ – была разработана и поставлена на серийное производство на АПЗ в 70-х годах. В 80-х на АПЗ каждый месяц выпускалось по 100 устройств этой модели.