В августе Набережные Челны готовятся отметить знаменательное событие - 85 лет назад им был присвоен статус города. Чем живут они в преддверии дня рождения, какие ветры дуют в их паруса - об этом интервью руководителя исполнительного комитета Набережных Челнов Наиля Магдеева.
- Все основные усилия руководства города связаны сегодня с развитием городской экономики как важнейшей сферы благополучия Набережных Челнов и фундамента для его дальнейшего развития. От ее состояния напрямую зависят уровень и качество жизни челнинцев и, в конечном счете, их социальное самочувствие.
Наибольший рост производства и его положительную динамику в минувшем году и сегодня нам обеспечивают Набережночелнинский картонно-бумажный комбинат имени С.П. Титова, совместные с ОАО "КАМАЗ" предприятия "ЦФ Кама" и "КАММИНЗ Кама". Существенный вклад в городскую экономику за счет увеличения объемов производства вносят также такие предприятия, как "Астейс", "Сатурн", "Камастройиндустрия", "КамгэсЗЯБ", "Челныхлеб", "Челны Холод".
Приоритетным направлением в нашей работе остается развитие малого и среднего бизнеса. В настоящее время в городе функционируют около 30 тысяч предприятий данного профиля, в которых трудятся более 57 тысяч человек, или 30% от общегородской численности работников. За прошедшие два года в этот сегмент было привлечено более 800 млн рублей из различных программ государственной поддержки. Сейчас на долю малого и среднего предпринимательства приходится треть валового территориального продукта.
Набережным Челнам удалось сохранить и высокие темпы развития в таких важных отраслях, как строительство, ЖКХ, транспорт, поднять на новый уровень здравоохранение, образование, обеспечить социальную защиту населения. Только в прошлом году горожане получили почти 328 тыс. кв. м жилья, что на 6% больше, чем годом раньше. В течение года осуществлены также строительство, реконструкция и капитальный ремонт более шести десятков социально значимых объектов. Более 1,2 млрд рублей. было выделено на реализацию программы капитального ремонта многоквартирных домов, благодаря чему свыше 140 домов обрели новую жизнь.
Формирование инновационной экономики невозможно без развития сферы образования и ее дальнейшей модернизации. По итогам прошлого года Набережные Челны уверенно занимают первое место по ре - зультатам рейтинга в сфере республиканского образования.
Сегодня наш город является и центром высокотехнологичной медицины. Забота о развитии здравоохранения дает реальные результаты: продолжительность жизни населения увеличилась до 74 лет, что на 2 года больше среднереспубликанского показателя. В Челнах отмечаются самый низкий показатель смертности в республике и высокая рождаемость.
В прошлом году нам удалось реализовать ряд крупных проектов в сфере развития транспортной инфраструктуры на общую сумму 1 млрд 700 млн рублей. Самый важный из них - новая 12-километровая трамвайная линия, соединившая старую и новую части города и позволившая увеличить пассажиропоток на 22%.
В августе будет реализован и еще один значимый проект - в области пассажирских перевозок?
- Да, в Набережных Челнах появится муниципальное предприятие, которое мы будем развивать на базе ООО "Электротранспорт". Пассажир один - тот, который перемещается трамваем и автобусом.
Между двумя предприятиями не должно быть борьбы за одного пассажира. Там, где трамвайными перевозками не закрывается потребность, ее нужно закрыть автобусами. Нам навстречу пошел Сергей Когогин, предоставив от ОАО "КАМАЗ" бывшую площадку для муниципального пассажирского предприятия. В августе на маршруты выйдут 190 городских автобусов на газе. Субсидии на их приобретение выделила РФ.
Больших изменений в маршрутной сети, а сегодня подготовлено 19 маршрутов, не предвидится, и это делается для того, чтобы не вносить сумятицу в привычную схему движения. Кроме того, с учетом рекомендаций Научно-исследовательского и проектного института территориального развития и транспортной инфраструктуры из Санкт-Петербурга мы внесли коррективы в количество автобусов малой вместимости, которые останутся на пассажирских маршрутах города. Из 750 автобусов малой вместимости - столько их по разным подсчетам занято в перевозках - останутся порядка 350.
Интересное начинание родилось и в сфере ЖКХ...
- Мы создали институт муниципальных управляющих компаний, сейчас их три. Сравним, чьи услуги будут больше удовлетворять жильцов - муниципальных или частных УК. Кстати, разбираться пришлось и с точечной застройкой. Если люди в течение многих лет видели из окна парк, улицу, остановку, а тут вдруг в одночасье прямо перед окном появляется задняя стена магазина - это вопиющий непорядок. Какое отношение у жильцов будет после этого к малому бизнесу и власти, хотя мы и поддерживаем малый бизнес? Я придерживаюсь принципа - нам нужен город для людей, а не люди для города, поэтому все, что мы делаем, должно делаться с учетом интересов горожан. И только так. Это должно быть основой всей городской политики. Продолжает формироваться и команда: сегодня у нас крен в сторону повседневной, часто незаметной, но, поверьте, очень важной и нужной работы. Кто может тянуть этот непосильный для других воз, тот и остается. Кто не может, тот сам понимает, что занимает чужое место.
Наиль Гамбарович, в начале мая Набережные Челны решением федерального правительства были переведены в группу моногородов с наиболее сложным социально-экономическим положением. Как город с наибольшей эффективностью может использовать возможности программ их поддержки?
- Перевод из третьей группы в первую обусловлен ухудшением положения дел на КАМАЗе и в городе. Это суровая реальность. Сегодня у нас из 270 тысяч работающих около 40 тысяч непосредственно работают на КАМАЗе. Его доля в промышленном производстве Набережных Челнов составляет почти 50%. Мало того, одно рабочее место на автозаводе обеспечивает работой как минимум четырех жителей города. Без КАМАЗа нам не обойтись: его успехи - это наши успехи, его трудности - это наши трудности. Уверен, КАМАЗ, как это было уже не раз, преодолеет очередную "полосу препятствий" и вновь займет свое привычное место крупнейшего налогоплательщика.
А сегодня для нас очень важны федеральная и республиканская программы поддержки моногородов и автопрома. Нам активно помогает Президент РТ, который напрямую работает с федеральным правительством и отраслевыми министерствами. Рустам Нургалиевич Минниханов - лидер, который занимается реальными вещами и никогда не останавливается на полпути. Именно благодаря его усилиям автозавод получил 1 млрд рублей на организацию временной занятости работников.
Какие конкретно проекты намечено реализовать по программе поддержки моногородов?
- Прежде всего, это дальнейшее развитие КИП "Мастер" - к полумиллиону квадратных метров площадей вскоре добавятся еще полмиллиона, а также строительство промышленных парков "Развитие" и "Челны". Там с привлечением средств отечественных и зарубежных компаний разместятся современные высокотехнологичные роботизированные производства, которые будут работать и на нужды КАМАЗа, и на нужды других предприятий нашей промышленности, включая пищевую и перерабатывающую.
Среди других проектов - новый металлургический завод, предприятие по производству синтетического сапфира "КамаКристалл Технолоджи" и птицефабрика "Челны-Бройлер", которая начала выпуск новой продукции, которая заменит на наших прилавках товары западных производителей, запрещенные к ввозу в нашу страну. "Челны-Бройлер" и не менее востребованный "Камский Бекон" - это инновационные комплексы, точки интенсивного роста. Если все перечисленные выше проекты пройдут окончательную защиту, у нас появится до 10 тысяч новых высокотехнологичных рабочих мест!
Реализуя программы поддержки моногородов, необходимо, очевидно, и самим искать дополнительные стимулы для развития экономики?
- Причем засучив рукава! Не будет крепкой, диверсифицированной экономики, все наши планы так и останутся ничем не обоснованными прожектами и хотелками. Одним из главных стимулов дальнейшего развития города, повышения конкурентоспособности выпускаемой продукции являются инвестиции - важнейший драйвер экономики.
С участием инвестиционного капитала мы реализовываем проекты, где трудятся наши люди, производится востребованная продукция, и от деятельности этих предприятий мы получаем налоги в местную казну. Во благо челнинцев уже работает турецкий капитал: фирма "Тирсан Кардан" производит карданные валы для ОАО "КАМАЗ, при участии "Кастамону Интегрейтед Вуд Индастри" в Челнах создается кластер производителей мебели. А компания "Хаят Холдинг" строит многофункциональный суперсовременный жилой комплекс "Санрайз-сити", в который турки вложили 500 млн долларов и который станет архитектурной доминантой центра города.
В прошлом году объем прямых турецких инвестиций в нашу республику превысил полтора миллиарда долларов, и значительная сумма из них нашла прописку в Набережных Челнах.
Какие возможности для инвестиционной привлекательности Набережных Челнов открывает подписание в июне двустороннего соглашения о намерении установить дружественные отношения между Набережными Челнами и турецким городом Казан?
- Подписание документов с Казаном означает: распахивая гостеприимные двери нашего города для реализации здесь турецкой стороной своих инвестиционных проектов, мы бы хотели, в свою очередь, видеть рынок для реализации нашей продукции в Турции. А она вполне конкурентоспособна, в том числе автомобили КАМАЗ и продукция нефтехимии. Ежегодно в республику ввозится продукции более чем на 350 млрд рублей, в том числе в наш город на 40 млрд рублей, при том, что собственные производственные мощности значительно недозагружены.
Другая сторона медали наших связей с городами-побратимами - разнообразные культурные мероприятия, организация отдыха и лечения - для всего есть место.
В сентябре исполнится год вашей работы на посту руководителя исполнительного комитета Набережных Челнов...
- Открою секрет, хотя сегодня, очевидно, это уже и не секрет: 15 лет тому назад я отказался от должности руководителя города. Это случилось 20 января 1999 года, когда Президент республики предложил мне возглавить Набережные Челны. Понятно, что в тридцать шесть лет стать после Бугульмы руководителем Набережных Челнов - это было хорошей карьерной ступенькой, но тогда я отказался, вернее сказать, попросил Президента оставить меня в родной Бугульме: "Где родился, там и пригодился". А год назад случилось то, что и случилось, - по предложению Президента РТ Рустама Минниханова я стал руководителем Челнов. Согласился как человек команды, который к этому времени уже накопил достаточно опыта, управленческих знаний и навыков, хотя считал, что как министр лесного хозяйства работаю на своем месте.
Что было самым важным в начале работы на новом посту?
- Главное было - продолжить и закончить реализацию проектов, которые начал прежний руководитель. Потом пришло время продвигать новые. В прошлом году в программе строительства детских садов в Набережных Челнах стояло три детских сада, мне удалось добиться увеличения этой цифры до шести.За полгода построили первый детский сад, а следом и второй. Мебель вся челнинская, оформление - нашей студии "ДА-ДА", бассейн делали и выкладывали мозаику тоже наши специалисты, в общем, все сработано местными предприятиями и мастерами. Каждый садик будут посещать 240 детишек. До 1 сентября их будет уже шесть, и примут они 1480 детей! Представляете, какую проблему мы решили! На ремонте дорог осваиваем в этом году 1 млрд рублей. Это все уже результат работы нынешней команды.
В этом году планируем ввести в строй 11 спортивных площадок, вовсю идут работы по реконструкции, а по сути - строительству нового стадиона "КАМАЗ". 2015 год объявлен в республике Годом парков и скверов - начали реконструкцию девяти парков и скверов, среди которых зеленые жемчужины Челнов - парки "Прибрежный", "Комсомольский", Победы, "Сидоровский", "Гренада". Также будут реконструированы фонтаны на бульваре Энтузиастов, бульвар Кереселидзе, площадь имени Владимира Высоцкого, продолжено благоустройство набережной им. Габдуллы Тукая... Хотим в этом году высадить 500 тысяч деревьев и кустарников - по количеству жителей города. Весной уже высадили почти 160 тысяч зеленых насаждений.
Каковы стратегические приоритеты в развитии города?
- Их несколько. Первый и главный - это повышение конкурентоспособности экономики города по программе моногородов и улучшение климата для развития малого и среднего бизнеса. Второй - развитие социальной инфраструктуры. Мы должны обеспечить жителей города всеми необходимыми социальными гарантиями. В первую очередь, это дошкольное и школьное образование, а также качественное здравоохранение. Третий - ЖКХ. Считаю, что в городе должен появиться общественный совет по вопросам ЖКХ при мэрии. В его состав должны войти активные жители, работающие сейчас как председатели ТОСов, старшие по домам. И, наконец, четвертый стратегический приоритет предлагаемой программы - это городская среда и градостроительная политика. Мы должны внимательно прислушиваться к мнению горожан. И все важные вопросы в этой сфере будем обсуждать с общественностью.
85-летие Набережных Челнов - значимое событие не только для самого города, но и всей республики. Какие уроки, на ваш взгляд, мы должны вынести из его истории?
- В первую очередь, нужно восстановить и укрепить дух первопроходцев КАМАЗа и города, их веру и надежду в то, что все построенное на берегах Камы будет служить и нашей родине, и каждому из нас, их потомкам. И что потомки будут продолжать и приумножать их славные традиции. Это очень важный нравственный стержень, который должен быть в душе каждого челнинца. Этот стержень формировали и Михаил Носков - экскаваторщик, который вынул первый ковш земли на промышленной площадке будущего автозавода, и прославленный руководитель стройки Евгений Никанорович Батенчук, и первый секретарь горкома КПСС Раис Киямович Беляев, и первый гендиректор КАМАЗа Лев Борисович Васильев, и десятки тысяч других первостроителей, явивших всему миру образцы самоотверженного труда и силы духа.
Второй очень важный момент - мы всегда должны помнить, что наш город и автозавод строила вся страна, сюда съехались люди со всех уголков России. Они сформировали не только трудовые традиции, они обрели здесь вторую родину, заложили фундамент межнационального согласия и дружбы. Сегодня в Набережных Челнах живут и работают представители более 80 национальностей. Это главное богатство и нашего города, и республики.
Все это станет основным идейным содержанием многочисленных праздничных мероприятий, которые состоятся в Набережных Челнах в августе. Финальная часть праздника - большой праздничный концерт, посвященный 85-летию города, пройдет на майдане парка "Прибрежный".
А я, пользуясь возможностью, хочу поздравить челнинцев с 85-летием города. Мы живем в новое время, с новыми вызовами и новыми планами. Но всех нас, нынешних, объединяет новая история города, которая началась со строительства КАМАЗа. Давайте никогда не будем забывать о наследии, которое нам оставили первостроители и которое, приумноженное нашими делами, как эстафету, и мы однажды передадим нашим детям.
Набережные Челны Республики Татарстан является моногородом в соответствии с официальным перечнем моногородов, утвержденным Правительством Российской Федерации. Моногород - населенный пункт, экономическая деятельность которого тесно связана с единственным (градообразующем) предприятием или группой жестко интегрированных между собой предприятий. Развитие моногородов России предусматривает меры по диверсификации экономики, развитию социально-экономического положения и улучшению городской среды.