Защита промыслового трубопроводного транспорта скважинной продукции от коррозии – одна из ключевых задач, с которыми ежедневно сталкивается нефтедобывающая отрасль. Экстремальные условия, постоянное воздействие агрессивных сред, предоставляют массу возможностей для появления коррозии.
Промысловые трубопроводы при отсутствии защитного покрытия на внутренней поверхности контактируют с подтоварными водами, газожидкостными смесями степень агрессивности которых определяется физико-химическими свойствами их составляющих.
Основными факторами, влияющими на степень коррозионной активности перекачиваемого продукта, являются соотношение объемов воды и нефти в газожидкостной смеси, содержание сероводорода, кислорода, углекислого газа, общей минерализации, кислотности, температуры и скорости движения пластовых и сточных вод.
В зависимости от обводненности добываемой продукции и скорости потока возможны образования различных структур течения, таких как эмульсионная или расслоенная на нефть и воду форма течения, которая может быть при любой обводненности и считается наиболее опасной. При увеличении скорости потока при высокой обводненности переход расслоенной формы течения в эмульсионную структуру «нефть в воде» скорость коррозии трубопровода возрастает.
Растворенные в транспортируемой жидкости кислород, сероводород, углекислый газ усиливают ее коррозионную активность. Признаками воздействия углекислого газа является солеотложения наряду с оксидами и гидроксидами, что приводит к питтинговой коррозии. Давление в трубопроводе также является ускорителем процессов коррозии, так как повышает растворимость кислорода. В присутствии кислорода коррозионная активность транспортируемой среды зависит от таких факторов как рН среда, скорость движения потоков, температура перекачиваемой смеси. С повышением температуры перекачиваемого продукта по трубопроводу, происходит увеличение скорости движения ионов, что приводит к росту скорости коррозии. С увеличением скорости движения потока в минерализованной среде скорость коррозии усиливается за счет увеличению подачи кислорода к внутренней поверхности трубопровода. В нейтральной среде при движении потока со скоростью до 0,4 м/с интенсивность коррозионного разрушения металла растет вследствие облегчения кислородопроницаемости к поверхности металла. С повышением скорости движения насыщенного кислородом потока до 0,8 – 0,9 м/с происходит пассивация поверхности металла с образованием тонкой оксидной пленки препятствующей коррозионному процессу. Дальнейшее увеличение скорости движения приводит к разрушению защитной пленки и как следствие увеличение скорости коррозии.
Безусловно, нефтедобывающие компании несут огромные убытки и потери от производственного простоя вследствие аварии, ремонта и замены изношенного трубопровода. Не удивительно, что специалистам требуются трубопроводы, которые способны служить максимально долго. Эффективным методом повышения эксплуатационной надежности трубопроводов является предотвращение контакта поверхности металла с транспортируемым флюидом путем нанесения антикоррозионных покрытий, к примеру на предприятии ООО «ЛивингСнаб».