17 ноября в ИТ-парке прошло одно из самых долгожданных событий в рамках Kazan Startup Week. Впервые столицу Татарстана посетил всемирно известный стартап-гуру Боб Дорф. Его бестселлер «Стартап: настольная книга руководителя» переведена на 18 языкови возглавляет топ крупнейшего в мире продавца книг amazon.com в тематике бизнес литература.
Боб Дорф - признанный эксперт в области стартапов. Основа его подхода к бизнесу - ориентация на клиента доказывает свою состоятельность и работоспособность большим количеством успешных проектов, которые брали за основу его принципы развития. Это не теоретик и бизнес-тренер, а настоящий бизнесмен, который вывел 7 своих компаний на IPO.
Свой визит в Казань Боб Дорф начал со знакомства с бизнес инкубатором ИТ-парка и его сотрудниками, которые тут же попросили его оставить свой автограф на стене почета. Боб написал «Get out of the building» - фразу, ставшую крылатой и являющеюся его визитной карточкой.
В рамках официальной программы Kazan Startup Week, гуру индустрии Боб Дорф и директор венчурной академии GVA LaunchGurus Алексей Филиминов познакомились с представителями специально отобранных стартапов для того, чтобы поделиться ценным опытом и дать свою оценку проектам.
Так прокомментировал консультацию Сергей Сидоркевич – ИТ-директор группы предприятий безопасности «Контр»:
«Мы получили очень интересный опыт. За небольшой промежуток времени мы постарались рассказать про наш проект и чем он отличается от подобных проектов в данной области. Сразу после презентации проекта, Боб начал интересоваться насколько этот продукт интересен нашим клиентам. Посоветовал нам “Выйти из здания” и попробовать предложить свой продукт новым группам пользователей.»
Сразу после консультаций экспертов состоялось главное событие дня – мастер-класс Боба Дорфа, на котором он рассказал слушателям о том "Как правильно развивать стартап в условиях кризиса?" Во время своей четырехчасовой презентации он затронул следующие темы:
• Почему разваливаются большинство современных стартапов;
• Почему бизнес-план – враг стартапа №1;
• Как определить точный портрет потенциального клиента;
• Каким образом нужно собирать информацию о нуждах своих клиентов;
• Как разработать действительно нужный проект и вовремя остановиться.
Завершив свой мастер-класс Боб Дорф дал небольшое интервью:
— Поделитесь вашими первыми впечатлениями от Казани и от ИТ-парка.
— Очень впечатляющий проект. Множеством увлеченных, талантливых предпринимателей. Надеюсь мы увидим интересные инновации, успешные компании, выросшие из ИТ-парка в будущем.
— Вам сегодня удалось пообщаться со стартаперами. Назовите основные условия успешного стартапа.
— Первое – продукты не продаются. Проекты, которые привлекают большое количество покупателей и с хорошей динамикой – вот, что компании хотят купить. Это на мой взгляд первая и большая ошибка стартапов.
Если вы делаете какой-то крупный проект, который показывает хорошую динамику на рынке, то вам необходимо оттягивать процесс продажи на сколько это возможно. Чем больше проект растет, тем больше его стоимость. Здесь важен процесс роста, потому что покупателей интересует динамично развивающийся проект.
— Какие вопросы вам задавали на вашем мастер-классе? О чем вы разговаривали со слушателями?
—Многие люди, с которыми я общался пытаются делать слишком много, но имеют очень ограниченные ресурсы. Один молодой человек пытается запустить 3 компании одновременно. Если они все провалятся, то он никогда не узнает провалились ли они потому что он тратил на каждый треть своего времени или потому что это плохая идея. Я всегда говорил, что сперва нужно сделать что-то небольшое, но сделать это очень хорошо и ты получишь положительный отклик от рынка, с которым можно дальше работать.
Также я заметил, что многие люди в этой части мира слишком много думают о самом продукте и не задумываются о том, как будут продавать свой продукт.
Большинство разработчиков инженеры, у которых нет опыта в продажах. Но надо понимать, что хороший проект без покупателей – это провальный проект. И не важно на сколько он хорош.
И наверно следующая вещь, которую я заметил – это люди, которые редко общаются с покупателями своего продукта. У них недостаточно откликов, чтобы понять как развить свой проект для большой аудитории.
— И последний вопрос – как развивать компанию в условиях кризиса?
— Я сегодня говорил о том, что начинать стартап – это большой вызов. Нужно действовать и быстро, и медленно в одно и то же время. Быстро действовать в направлении тестирования своих идей на покупателях. Выявлять то, что действительно будет для них интересно. Улучшать свой продукт и прорабатывать варианты продаж. А действовать медленно нужно в отношении затрат. В условиях кризиса деньги – это ресурс, который сложно привлечь. Чем реже будет необходимость тратить деньги, тем меньше вы потратите время на привлечение инвесторов. У вас появится больше шансов на успех в условиях кризиса.