23.10.2017 11:21
Новости.
Просмотров всего: 17917; сегодня: 3.

Психолог КФУ разбирался, зачем Сбербанку проверять заемщиков по лайкам в соцсетях

Психолог КФУ разбирался, зачем Сбербанку проверять заемщиков по лайкам в соцсетях

Ученые Института психологии и образования разработали тест на выявление необходимых психологических проявлений личности как потребителя.

Сбербанк в 2018 году собирается внедрить систему оценки заемщиков по психометрическим моделям. Банк будет использовать принципы цифровых психометрических моделей польского исследователя Михала Косински. Сейчас в Сбербанке действует пилотный проект оценки, в котором участвует небольшая выборка согласившихся клиентов.

— След в виде лайка – это обратная связь, реакция на то, что человек увидел и оценил. Но насколько такая оценка охарактеризует заемщика? – задается вопросом наш эксперт, доцент кафедры дефектологии и клинической психологии ИПО КФУ Инна Кротова. – В сети явно не может отражаться специфика человека как элемента в системе товарно-денежных отношений.

По мнению Инны Владимировны, профиль в соцсети не покажет всей сути взаимоотношений человека с деньгами.

— Мы не узнаем, как и на что он готов их тратить, ответственно ли подходит к этому процессу, с готовностью ли отнесется к возврату или будет брать до бесконечности, втягивая всю семью в займы. Кстати, об этих «белых пятнах» психометрики в контексте виртуальной среды и получении корректного психологического профиля личности из «гибридного» пространства говорит и сам Михаил Косински.

Но ученым Института психологии и образования КФУ есть все же, что предложить Сбербанку для проверки заемщиков. В КФУ психологами разработан экспресс-тест, на основании которого можно определить, ради чего происходит потребление, трата денег. В свою очередь это позволит понять мотивацию увеличения финансовых возможностей или затрат.

— Мы определили 6 групп потребителей. Причем значение слова «потреблять» мы свели к более узкому значению – «есть».

По словам психолога, в тесте использовались выборочные вопросы из «работающих» шкал (семи авторских психологических тестов) на выявление необходимых психологических проявлений личности как потребителя.

Для первой группы потребление товаров и услуг (даже в случае с голодом) происходит только тогда, когда «еда» становится необходимостью, и они готовы тратить деньги, когда вещь окончательно износится «до дыр».

Вторая группа «ест» для увеличения энергии, чтобы все-таки не просто утолить голод, а достичь чувства полной сытости. Они готовы тратить, потому что так надо и принято.

Третья группа «ест», потому что не только сытно, но и вкусно и красиво. Такие Homo Consumer готовы тратить для удовлетворения потребности в совершенствовании и приведения себя в комфортное состояние. То есть готовы совершать траты для того, чтобы нравиться себе и окружающим.

Четвертая группа «ест» для разнообразия вкусовых ощущений. Представители этой группы все перепробовали и могут себе позволить некоторый поиск нового и оригинального. Деньги они тратят для демонстрации более высокого статуса, чем имеют на самом деле.

Пятая группа «ест» за компанию и для времяпрепровождения. Представители этой группы готовы тратить много и не всегда на необходимое.

Шестая группа «ест» все подряд и много тратит, чтобы покупать и тратить — тратить и покупать.

На основе классификации тестируемых относили к одной из шести групп, характеризующих их как Homo Consumer (Человек Потребляющий). И чем ближе тестируемые попадали к шестой группе, тем желаннее они становились для «продавца».

Статья “The study of psychological characteristics as indicators of the degree of personal protection in conditions of the information and economic environment” об исследовании опубликована в журнале “Global Journal on Advances in Pure&Applied Sciences (Academic World Education&Research Center) Vol 2 (2014).


Ньюсмейкер: Казанский федеральный университет — 855 публикаций
Поделиться:

Интересно:

В России стартует проект, объединяющий русскую поэзию и музыку
23.04.2024 18:16 Мероприятия
В России стартует проект, объединяющий русскую поэзию и музыку
Проект "Поэт в России - больше, чем поэт", в рамках которого представят четыре концертные программы, объединяющие русскую поэзию и музыку, стартует в России. Программа первого сезона будет посвящена русским поэтам Александру Пушкину, Михаилу Лермонтову, Сергею Есенину и Сергею Михалкову, ее покажут...
Молодые предприниматели могут стать драйвером всей экономики
23.04.2024 16:46 Новости
Молодые предприниматели могут стать драйвером всей экономики
В Москве прошел форум молодых предпринимателей «Создай наше», организованный Корпорацией МСП и Агентством стратегических инициатив. В его рамках прошла пленарная дискуссия «Развитие и поддержка молодежного предпринимательства в России». Как отметил в начале обсуждения...
Бизнес-форум «Мир возможностей» проходит в ОАЭ
23.04.2024 15:33 Мероприятия
Бизнес-форум «Мир возможностей» проходит в ОАЭ
В Дубае стартовал Международный бизнес-форум «Мир возможностей». За 2 дня (23 и 24 апреля) масштабное деловое событие объединит в Дубае лидеров российского и международного бизнеса для обсуждения сотрудничества в новых глобальных условиях. Форум — событие номер 1 для компаний и инвесторов...
В Петербурге установят памятник незрячим бойцам ВОВ
23.04.2024 13:26 Новости
В Петербурге установят памятник незрячим бойцам ВОВ
На рабочем совещании губернатора Александра Беглова с членами городского правительства принято решение об установке памятника «Слепой слухач – защитник неба блокадного Ленинграда». Монумент призван увековечить память незрячих бойцов ленинградской противовоздушной обороны в годы Великой...
Какие направления предпочитают российские туристы на майские праздники
23.04.2024 09:40 Аналитика
Какие направления предпочитают российские туристы на майские праздники
По предварительным оценкам аналитиков АТОР, порядка 75% поездок на майские праздники туристы совершат по России, а 25% – за рубеж. В России, при сохраняющемся лидерстве курортов Краснодарского края, туристы расширяют географию поездок, а вот в выездном туризме часть спроса с других направлений...